Наиболее явные причины:
1. загрязнился ДМРВ:
Заведись с морозца и дай машине поработать пару минут, а сама тем временем следи за оборотами (или на слух, если тахометра нет).
Сразу после пуска мотр выйдет на прогревочные обороты 1500-1800 об/мин.
Затем, в течение максимум минуты, при большом морозе - полутора-двух минут, обороты должны упасть если не до холостых, то по крайней мере до 600-800 об/мин. Если не падают - двигатель "заливает" мотор (т.е. ДМРВ показывает неправильный расход воздуха - из-за намерзания грязи и т.п.). Обычно это сопровождается тем, что мотор начинает "хуже тянуть".
--> Ищи как чистить в "Ремонте своими силами" - там в свое время четко расписано было (на сервисе чистить не будут - просто поменяют за немалую цену).
2. умер/коротнул/оторвался датчик детонации, клапана VVTi или лямбда-зонд:
проверяется так: поездив спокойно (не нажимая газ больше 1/2 хода) несколько километров, на прямой дороге плавно разгоняем машину до включения третьей передачи, затем бросаем газ - и, спустя мгновенье, жмем его "в пол"). После переключения автомата или робота вниз - "осчусчаем машину", симптомы будут такие:
1) датчик детонации приведет к позднему зажиганию, а это - мотор хуже тянет и жрет бензин, ощутимо замедляется разгон (причем при разных стилях езды расход почти не меняется);
2) клапана VVTi - мотор "на оборотах" работает в неэкономичном режиме, появляется запаздывание по фазам газораспределения, тем самым требуя себе "больше бензина" (расход при спортивном стиле езды оказывается много больше, чем при "пенсионерском");
3) лямбда-зонд умер (коротнул провод от него) - это уже сложнее, т.к. результат будет средним между вышеописанными вариантами. Однако, как раз его "вычислить" может любой "мужик с руками" - надо въехать на эстакаду или яму, найти проводок от катализатора выхлопной системы (в катализатор и воткнут лямбда-зонд), аккуратно открутить его и проверить сопротивление датчика омметром. "правильные" сопротивления писали на форуме - попробуй поискать.
--> эти неисправности отмечаются "мозгами" мотора, и в любом нормальном сервисе их покажет диагностический компьютер. Так что - сервис ждет ваших денюжек